Аналитики рынка уверены, что подделывать имеет практический смысл только дорогостоящую продукцию, иначе заниматься выпуском копий не имеет практического смысла. Вторая категория знатоков считает, что недобросовестным производителям редко приходится делать реплики дорогостоящих смазочных жидкостей. В России автолюбители отдают предпочтение средней ценовой категории. Вероятность фальсификата в этой обширной категории на прилавках специализированных магазинов велика, поскольку изготавливать реплики проще, внимания к защите меньше, а спрос на товар высокий.
Краткая предыстория вопроса
Эксперты в многочисленных публикациях уверяют, что доля контрафактной продукции во многих отраслях производства, достигает трети от общего количества продаваемо продукции. Фальсификаторам выгодно подделывать постоянно востребованные расходники – духи, моторное масло, продукты питания, все, что постоянно требуется и поэтому продается с завидной регулярностью:
- Крупные игроки на рынке смазочных материалов занимаются внедрением инновационных технологий, присадок, чтобы оригинальное масло обладало необходимыми свойствами и выполняло свои функции – продлевало срок беспроблемной эксплуатации двигателя, не замерзало и не плавилось при экстремальных значениях на градуснике, защищало мотор от загрязнений, износа, трения и пролонгировало срок беспроблемной эксплуатации.
- Все эти особенности производства в большей степени свойственны брендовой продукции, однако ее стоимость не всегда доступна людям со средним уровнем дохода.
- Моторный ассортимент обширен, к изделиям от производителей с мировым именем, из-за цены, потребители проявляют повышенное внимание, ищут способы проверить, насколько заявленная подлинность соответствует реальной картине.
- Некоторая часть доходов у крупных концернов отводится на обеспечение защиты от подделки.
- Изготовители фальсификата тоже совершенствуются в подделывании упаковки, но оправдывают расходы низкокачественным содержимым, заливаемым в канистры.
На постсоветском пространстве примерно четверть ассортимента торговых точек занимает поддельное моторное масло. Еще недавно копии производились только с самых известных, продаваемых в большом количестве марок, это укрощало сбыт контрафакта и приносило весомую прибыль. Сейчас, по мнению специалистов подделываются все марки, пользующиеся спросом у потребителя. В средней ценовой категории из-за небольшого уровня защиты и усовершенствований в деятельности имитаторов, подчас даже специалисту, сложно по внешнему виду дифференцировать подлинное моторное масло от подделки.
Стандартные рекомендации
Проблема, как отличить оригинальное моторное масло от его хорошо исполненной имитации стала общей для владельцев автомобилей премиум класса и советских авто, непотопляемых, долгое время находящихся в эксплуатации. На месте нельзя провести экспертизу содержимого канистры даже методами, изобретенными народными умельцами. Можно воспользоваться традиционными советами, как проверить масло моторное на подделку и подлинность. Некоторые из перечисленных ниже методов работают только у брендовых марок, иногда нужно иметь хорошее представление, о том, как выглядит настоящий продукт. Это доступно тем, кто постоянно покупает один и тот же вид.
Где покупать
В некоторых публикациях на тему утверждается, что подделку можно приобрести в любом магазине, даже фирменном, и причина этого – человеческий фактор: продавцы, заменяющие оригинальный товар на реплику, чтобы немного подзаработать, недобросовестные консультанты, дающие одобрение на поставку фальсифицированной продукции, как настоящей, за процент от сделки. Однако есть места, в некоторых риск массовых появлений реплик сведен к минимуму:
- фирменные магазины и заправки (например, масло Шелл)
- сетевые супермаркеты предпочитают закупать напрямую у производителя;
- маркетплейсы (в онлайн заказе на маркетплейсах есть система условных обозначений, помогающая сориентироваться).
Тем, кто привык закупаться в маленьком магазинчике недалеко от дома, или на авторынке у знакомого поставщика, можно тоже не особенно беспокоиться – мелкий бизнес заинтересован в своей репутации и постоянных клиентах. А вот в торговых точках возле автотрассы или на сомнительных одностраничных сайтах, в разливных вариантах, приобретение сопряжено с многочисленными рисками.
Цена
Давно покинула лидерские позиции в списке советов, как безошибочно проверять моторное масло на подлинность. Специалисты сейчас выделяют несколько категорий фальсифицированной продукции, но кустарная, легко отличимая или проведенная с разливом в старые канистры, постепенно уходит в прошлое. Похожие, но все же дифференцируемые (ниже качество полимера, отлива канистры или уровня печати на этикетке), тоже постепенно отходят. Все чаще на прилавках можно встретить идеальные подделки, подлинность которых по внешнему виду несомненна, а подделка содержимого определяется только в проведении лабораторного исследования. Присадок нет, или они в минимальном количестве, отличаются консистенция, цвет и даже запах.
Нет никакого практического смысла подделывать идеально, чтобы потом продавать за бесценок. В СМИ приводятся интересные факты – потребитель, на бессознательном уровне, выбирает фальсификат, у которого эстетичнее визуализация. Подпольное производство из гаражей и подсобок перешло на высокий межгосударственный уровень.
Не случайно его невозможно ликвидировать и сообщения о выявлении подпольных заводов, занятых разливом моторных масел, появляются в новостных каналах все реже.
Такой поддельный товар реализуется по высокой стоимости, и даже значительные скидки и акции, еще недавно позиционируемые, как несомненный признак низкой закупки, сейчас могут быть результатом высокой наценки на торговой площадке, желанием избавиться от неходовой категории или истечением срока годности.
Материал изготовления
Было бы ошибкой считать, что подделывают только пластиковые канистры. Фальсификат можно встретить и в металле. Единственный точный критерий – когда известно, что производитель выпускает масло только в металлических емкостях, а в магазине обнаружена продукция этой торговой марки в пластиковой канистре. Поддельную маркировку и этикетки несложно нанести на оба материала изготовления.
Упаковочная емкость
Проверку моторного масла на подлинность несложно провести самостоятельно. Ведущие производители редко меняют внешний вид канистры, например, у Шелл последняя смена дизайна датируется 2016, для каждой категории есть свои цвета упаковки, у пластика – особенный металлический отблеск. Если, отправляясь за приобретением, взять с собой опустевшую емкость, можно сравнить все этикетки, фронтальные и тыльные, маркировки и стикеры, дизайн тары, особенности печати и расположения текста на канистре.
Именно такое сравнение и позволяет определить, что стоит на витрине торговой точки. Если, конечно, до этого гарантированно приобретен и использован настоящий продукт, а не его качественная реплика.
Стандартно указывается, что канистра оригинальная, если:
- она изготовлена из качественного полимера;
- блестит на свету, имеет характерный отлив;
- с гладкой поверхностью и качественным отливом;
- однородной консистенции (все сегменты упругие и достаточно жесткие);
- швы отсутствуют или малозаметны.
Следуя этим приметам, проверить на поддельность можно, обнаружив на таре дефекты литья, отсутствие блеска, просвечивание пластика и потертость на швах, однако это может быть результатом неправильных условий хранения или признаком производителя средней ценовой категории, еще не набравшего обороты для приобретения тары на уровне изготовителя мирового уровня.
Канистра и способы проверки на ней
Узнать, насколько предложение на прилавке соответствует стандартам и не относится ли оно к поддельной продукции, можно по вариабельным способам защиты от недобросовестных производителей. Их делят на три категории:
- закрытые способы не фигурируют в информационном обеспечении, они известны только производителям;
- полузакрытым уделяется больше внимания: это – 3Д наклейки, изменения, видимые в УФ или ИК спектре, коды, скрытые под верхней наклейкой, стикеры, способы герметизации горлышка;
- открытые (проверочный код, штрихкод, проверка по условным обозначениям, доступная на веб-портале компании или на специальном сервисе), предназначены для покупателей.
Всемирное информационное пространство открыло широкие возможности: в некоторых случаях можно пробить продукцию и в мобильном приложении, установленном на смартфоне.
Этикетка
Источник объективной информации для тех, кто умеет ее читать и обладает необходимыми сведениями по приоритетному продукту. Настоящая – непременно качественная (привлекательность для покупателя обеспечивает хорошая полиграфия), с градиентами, цветовыми переходами и ровным шрифтом. Оригинальная этикетка приклеена намертво, ровно и без пузырей. Шрифт на ней ровный и умеренной жирности, не пачкает руки. На ней по определению не может быть грамматических ошибок.
Обязательно должны быть дата изготовления, класс качества и штрихкод. Некоторые производители указывают тип двигателя и список одобривших продукт производителей ДВС. Обязательно указание на фронтальной стороне базы изготовления продукта, а также синтетика, полусинтетика или минеральное.
Дата изготовления
Должна быть у тары и у масла (на канистре и этикетке). Иногда можно обнаружить, что тара изготовлена позже, чем ГСМ. Это безошибочно указывает на подделку. На контрафактном товаре нередко отсутствует срок годности и номер партии. Или приводится один и тот же №, который засвечивается и выставляется в информации для покупателей, как нежелательный в приобретении.
Крышка
Проверка на оригинальность у брендового производителя может проводиться по способу герметизации емкости. Для этого есть несколько уровней защиты:
- кольцо, выполняющее роль пломбы, для фиксации на горловине, одинарное или двойное;
- надпись на крышке (на боковой поверхности наносят также логотип или штрихкод);
- двойные наклейки (под первой находится проверочный код, он может менять свой цвет при рассматривании под определенным углом или смачивании водой);
- переливающиеся голограммы с символами и надписями.
На некачественной подделке можно обнаружить отсутствие пломбы-кольца, крышка канистры просто фиксируется клеем. Или у нее люфт, статичная имитация голограммы, другая форма, отсутствует в нужном месте выгравированный логотип. Иногда она отличается по цвету, количеству выемок или выпуклостей. На официальном сайте непременно указывается, какой признак свидетельствует об оригинальности упаковки и там фигурирует не только завинчивающийся элемент, но и метод герметизации горлышка.
Кодировка производителя
Инструкции, как провести проверку моторного масла по штрих коду часто приводится на специальных автомобильных порталах, но утратила лидирующие позиции в перечне эффективных проверочных методов. Все чаще можно встретить предостережения, что проверить масло по штрих-коду не означает получить 100% гарантию его оригинального происхождения, даже если это бесплатно, в онлайн-режиме и нужно просто ввести обнаруженные 13 цифр в специальную форму на сайте.
Обнаружив при визуальном осмотре, что первые цифры указывают на правильную страну, особенно радоваться не стоит. Если система выдала ошибку – это верное указание на незаконное происхождение. У брендовых производителей, часто атакуемых контрафактной продукцией, проверку по коду можно провести на собственном приложении компании, установленном на мобильный телефон (например, Castrol и Motul, Шелл, Тотал и др.).
У Шелл есть собственный уникальный проверочный код, он указан под этикеткой на горлышке (стикером с голограммой), состоит из 16 цифр, за проверкой обращаются на веб-портал известного производителя, сервис бесплатный. Это надежнее штрих-кода и батч-кода, но от пользователя требуется желание удостовериться во благе своего автомобиля и изучить информацию от производителя, продукции которого он отдает предпочтение.
Как понять по факту приобретения
Покупка в магазине, реальном или виртуальном, основывается на внешних признаках: упаковке и информации, размещенной на этикетках. Вскрытая канистра дает дополнительные возможности тестирования:
- По органолептическим свойствам – цвету, консистенции, запаху. У масла, которое подделывают, более резкий, часто – ацетоновый запах. Светлый оттенок желтого говорит о том, что оно более жидкое;
- Размещение в морозилке (оно становится при замерзании похожим на парафин, значит, не сохраняет вязкость при пониженной температуре и мотор не будет работать).
- Методом масляного пятна (дать поработать двигателю и заглушить, нанести на бумагу небольшую каплю и оценить время подсыхания). Это время для качественного ГСМ должно быть не более четверти часа.
- По следу от стекающей по бумаге капли: он должен быть не темным, а практически незаметным.
Если обнаружено, какое (поддельное, некачественное) масло вышеописанными методами, шансов вернуть подделку у покупателя не останется. Требовать возврата денег магазине можно при двух условиях: если есть чек, подтверждающий покупку, и упаковка сохранила целостность. Останется озаботиться проведением экспертизы и обратиться в суд, или обратиться в надзорные органы, чтобы выставить претензии магазину. Это можно сделать в офлайн и онлайн режиме.
Последствия
Иногда водители не придают значения качественности приобретенного машинного масла. Просто доверяют этикетке, стоимости или месту приобретения. У них остается несколько способов обнаружить, что куплен контрафакт, и они не относятся к числу простых или приятных:
- в продолжительном холодном периоде двигатель будет с трудом запускаться;
- из строя начнут выходить узлы ДВС, на которые ложится повышенная нагрузка;
- масло выгорает, когда не соответствует параметрам, требует постоянного долива, расход заметно увеличивается;
- движок нуждается в ремонте чаще обычного, а то и вовсе выходит из строя.
Это – закономерные последствия проявленной неосторожности. Для производителя это – утрата честно заработанной репутации, одного или нескольких клиентов (некоторые автолюбители уверены, что все изготовители снижают качественность со временем или на гребне успеха и делятся своими соображениями с друзьями и близкими).
У каждой компании с мировым именем есть свои собственные методы, используемые для защиты. Но подделывать могут и бюджетную продукцию. Во Всемирной информационной сети можно найти и рекомендации для определения подлинности в средней ценовой категории.